Метод SCAMPER: 7 шагов к нестандартным идеям и точкам роста

Когда команда заходит в тупик — фичи не «выстреливают», идеи повторяются, а конкуренты опережают за счет нестандартных решений, — возникает вопрос: как находить новые идеи быстро, системно и без магии озарения?
При этом обычные мозговые штурмы часто перерастают в хаотичный обмен мнениями, а креатив участников такого штурма блокируется страхом ошибиться или навязать глупую идею. В таких ситуациях командам нужен структурный подход к генерации идей, а не просто надежда на вдохновение.
SCAMPER — один из самых простых, но мощных инструментов, который помогает перезапустить мышление и буквально встряхнуть привычные решения.
В этой статье вы узнаете:
- что такое метод SCAMPER и как он появился;
- как работает каждая из 7 составляющих метода — с вопросами и примерами;
- где и как использовать SCAMPER в управлении, маркетинге и запуске продуктов;
- преимущества и ограничения метода.
Обзор популярных методов генерации идей
Креативные идеи редко рождаются из хаоса. В современной управленческой практике генерация идей — это не стихийный процесс, а управляемый этап работы, который можно планировать, запускать и воспроизводить в команде или индивидуально. По сути, это такой же методический инструмент, как аналитика, юнит-экономика или исследование аудитории.
Основные этапы процесса генерации идей:
- Постановка задачи.
Вы четко формулируете, что нужно улучшить, изменить или найти: продукт, интерфейс, стратегию, коммуникацию. - Генерация идей с помощью направляющих вопросов или фреймворков.
Вы используете метод, который направляет мышление, чтобы выйти за пределы очевидного. - Оценка решений.
Вы с командой фильтруете полученные идеи и отбираете лучшие по релевантности, реализуемости и потенциальной ценности.
Чтобы этот процесс действительно приносил результат, используют специальные методики генерации — фреймворки, которые помогают структурировать размышления, находить необычные ходы и избегать повторений.
- Мозговой штурм (Brainstorming) — один из популярных и простых подходов. Участники генерируют максимум идей без критики и оценки, чтобы выплеснуть все возможное. Главная цель — количество, а не качество.
- Метод шести шляп мышления (Six Thinking Hats) — каждый участник мысленно надевает шляпу определенного типа мышления — позитивного, критического, креативного и т. д. Это помогает взглянуть на задачу с разных сторон и создать сбалансированное решение.
- Морфологический анализ — метод, при котором элементы проблемы разбиваются на параметры, а затем комбинируются между собой. Например: форма продукта, функция, материал, цвет — и их варианты.
- Карты эмпатии и Customer Journey Map — используются в дизайне и продуктовой разработке. Помогают встать на место клиента, пройти его путь и выявить точки боли и возможности для улучшений.
На фоне всех этих методов SCAMPER выделяется своей структурностью. Он не требует особых условий, подготовки или внешней модерации. Метод прост в применении, подходит для работы в одиночку или в команде, легко интегрируется в рабочие процессы.
Что такое SCAMPER
SCAMPER — это метод системной генерации идей, в основе которого лежит принцип: не изобретай с нуля — трансформируй уже существующее. Он помогает командам или отдельным специалистам находить новые решения для продуктов, процессов, маркетинговых стратегий и клиентского опыта через серию направляющих вопросов.
Этот метод применяют в управлении продуктами, маркетинге, сервис-дизайне, проектировании клиентского опыта и разработке новых направлений бизнеса. SCAMPER используют для поиска улучшений в уже существующих решениях, генерации фич, переработки процессов, создания нестандартных рекламных концепций и адаптации продуктов под новые аудитории или рынки.
SCAMPER — это аббревиатура из семи глаголов действия:
- S — Substitute (замени).
Что можно заменить в продукте, процессе или подходе? Например, заменить материал, канал дистрибуции, модель оплаты или целевую аудиторию. - C — Combine (объедини).
Какие элементы можно объединить для синергии? Например, объединить функции, команды, сервисы или даже рынки. - A — Adapt (адаптируй).
Что можно адаптировать под новый контекст? Подходит ли опыт других отраслей? Можно ли применить подход конкурента в другой нише? - M — Modify/Magnify/Minify (измени/увеличь/уменьши).
Что можно сделать больше, меньше, быстрее, проще? Какие свойства можно усилить или смягчить? - P — Put to another use (используй иначе).
Есть ли у продукта или сервиса альтернативное применение? Можно ли обратиться к другой целевой аудитории или новому сегменту? - E — Eliminate (удали).
Что можно исключить или упростить без потери ценности? Какие функции, шаги или элементы мешают пользователю? - R — Reverse/Rearrange (переверни/измени порядок).
Что если поменять порядок шагов, изменить последовательность действий или полностью изменить бизнес-логику?

Метод работает просто: вы выбираете объект — продукт, процесс, интерфейс, рекламную кампанию или даже просто идею — и начинаете проходиться по каждому из семи пунктов, задавать соответствующие вопросы. Это не просто разминка для ума, а реальный рабочий алгоритм, который можно внедрять в стратегические сессии, продуктовые спринты, ретроспективы и мозговые штурмы.
Зачем нужен SCAMPER
SCAMPER — это прикладной метод, который помогает находить новые решения на основе уже существующих продуктов, процессов или сервисов. Он особенно полезен, когда нужно не изобрести с нуля, а переосмыслить привычное: адаптировать под новые условия, устранить лишнее, объединить функции или поменять порядок действий.
Метод применяют, когда:
- продукт перестал расти, но его кардинальная переработка невозможна;
- маркетинговая коммуникация выгорела и требует свежих форм;
- нужно адаптировать продукт под другую аудиторию или рынок;
- необходимо ускорить генерацию решений в команде;
- в условиях ограниченного бюджета нужно улучшить клиентский опыт.
SCAMPER помогает системно подойти к генерации идей. Вместо абстрактного «давайте придумаем что-нибудь», команда работает с конкретными вопросами, которые фокусируют внимание и стимулируют креативное мышление в заданном направлении. Это особенно важно, когда ресурсы ограничены, а сроки сжаты.
Метод SCAMPER хорошо работает в управлении продуктами, маркетинге, e-commerce, логистике, сервис-дизайне и проектной деятельности — везде, где важно быстро находить улучшения без масштабных изменений. Он помогает переосмысливать привычные процессы, использовать текущие ресурсы и выявлять точки роста даже там, где кажется, что все уже реализовано.
Чтобы показать, как это работает на практике, рассмотрим применение SCAMPER в реальных компаниях.
Практические примеры:
- Wildberries применил подход Modify/Eliminate, упростив карточку товара: убрали второстепенные элементы, оставили главное — фото, цену, кнопку. Результат — рост конверсии на мобильных устройствах.
- Авито использовал Adapt, переработав платформу под малый бизнес: добавили витрины, подписки, аналитику — это привлекло новый B2B-сегмент.
- Lamoda реализовала Combine, совместив доставку с услугами стилиста и примерки — пользователь получает полноценный сервис, что увеличило средний чек и снизило возвраты.
- Ситилинк применил Reverse: вместо классического магазина — пункты самовывоза с терминалами. Это снизило издержки и ускорило обслуживание.
- Skyeng использовал Put to another use, превратив учебные материалы в маркетинговый контент — например, упражнения в рассылках и Telegram.
- ВкусВилл реализовал Substitute, заменив стандартную упаковку на минималистичную с «человеческими» подписями — это усилило доверие и стало частью бренда.
История возникновения метода
Метод SCAMPER основан на классических подходах к креативному мышлению, но адаптирован под практические задачи бизнеса. Его история начинается в середине XX века, когда перед компаниями все острее встал вопрос: как генерировать нестандартные идеи в условиях ограниченного времени и ресурсов?
В 1950-х годах американский рекламщик Алекс Фейкни Осборн (Alex F. Osborn) разработал технику мозгового штурма (Brainstorming), которая стала революцией для креативных индустрий. Он предложил простую идею: сначала нужно генерировать как можно больше идей без оценки, а потом уже отбирать и развивать лучшие.
Мозговой штурм дал импульс множеству методов, направленных на стимулирование креативности. Но у него был один недостаток — отсутствие структуры. Команды часто приходили к однородным, ожидаемым идеям, особенно если не было модератора.
В 1971 году американский педагог и писатель Боб Эберле (Bob Eberle) решил упростить задачу структурной генерации идей. Он взял наработки Осборна и трансформировал их в удобный формат. Так появился метод SCAMPER, подробно изложенный в его книге SCAMPER: Игры для развития воображения (SCAMPER: Creative Games for Imagination Development).
SCAMPER стал практическим инструментом, который:
- легко интегрируется в рабочие процессы;
- не требует особой подготовки;
- применим к любым объектам — продуктам, процессам, стратегиям.
С годами метод стал популярным не только в школах и университетах, но и в бизнесе, дизайне, инженерии. В 2000-х скампер активно начали использовать продуктовые команды, маркетологи и консалтинговые агентства.
Сегодня он входит в арсенал ведущих компаний — от технологических стартапов до корпораций, внедряющих lean-подходы и дизайн-мышление.
Как использовать SCAMPER на практике
Метод Скампер строится вокруг семи типов действий, каждый из которых задает направление для поиска новых решений. Ниже — пошаговая инструкция по каждому из них.
S — Substitute (замени)
Этот шаг направлен на то, чтобы определить, что можно заменить в существующем продукте, процессе или сервисе, не нарушив его сути. Иногда одно-единственное «заменить Х на Y» становится триггером для кардинальных изменений.
Вопрос, который стоит задать:
Что можно заменить в продукте, чтобы он стал эффективнее, дешевле или современнее?
Что можно заменить:
- канал продаж (например, перейти из офлайна в онлайн);
- способ коммуникации с клиентом (например, заменить e-mail на мессенджеры);
- целевую аудиторию или сегмент;
- используемые материалы, технологии, платформы;
- этапы процесса или роли в команде.
Примеры из практики:
Т-Банк отказался от традиционных отделений и заменил их полностью цифровым сервисом через мобильное приложение. Благодаря этому он сократил издержки, ускорил масштабирование и улучшил клиентский опыт.
Вместо офлайн-канала обслуживания был внедрен онлайн-сервис — это и есть принцип заменить в действии.
Направляющие для этапа Substitute
Чтобы использовать метод SCAMPER, важно задавать себе не только общий вопрос «что можно заменить?», но и понимать, в каких категориях стоит искать альтернативы. Ниже список направлений, которые помогут системно проанализировать продукт, процесс или стратегию и найти варианты для замены.
- Каналы и коммуникации.
Можно заменить канал продаж (например, вместо офлайн-точек — онлайн или прямые D2C-продажи), способ поддержки (вместо телефона — чат-бот), формат взаимодействия с клиентом (текст → видео, реклама → геймификация). - Целевая аудитория.
Имеет смысл протестировать замену сегмента — например, переориентироваться с B2C на B2B, с родителей на подростков или адаптировать продукт под соседний регион. Иногда помогает смена фокуса с активных покупателей на спящих клиентов с потенциалом. - Компоненты продукта.
Это может быть замена упаковки (например, стекло на Tetra Pak), сырья, интерфейсных элементов или даже вкусов/цветов в FMCG-продуктах. Такие изменения могут повлиять на восприятие, себестоимость и логистику. - Технологии и инструменты.
Альтернативы можно искать и среди внутренних систем: платформа сайта, CMS, CRM, платежный шлюз, инструмент аналитики, хостинг. Правильная замена может сократить расходы, ускорить процессы или улучшить UX. - Бизнес-процессы и роли.
Можно пересмотреть подрядчиков, формат работы (in-house или аутсорс), перераспределить роли в команде или изменить шаги в воронке продаж. - Модель монетизации.
Часто источником роста становится замена самой логики дохода: вместо разовой покупки — подписка, вместо платного тарифа — freemium, вместо скидки — бонусная система.
Такой структурный подход к вопросу «что можно заменить» позволяет глубже проанализировать ситуацию и найти нестандартные идеи даже в привычных решениях.
C — Combine (объедини)
Этот этап направлен на поиск новых решений за счет объединения функций, сервисов, процессов, команд или даже целых бизнес-моделей. Комбинируя разные элементы, можно получить качественно новый продукт, усилить ценность предложения или создать уникальный пользовательский опыт.
Вопросы, которые стоит задать:
- Какие функции можно объединить, чтобы создать новый продукт или услугу?
- Есть ли смысл объединить продукт с сервисом или сервис с другой экосистемой?
- Можно ли соединить команды, роли, этапы процесса?
- Какие каналы коммуникации или продвижения можно совместить?
- Что произойдет, если объединить цели, задачи или аудитории?
Примеры из практики:
Яндекс Плюс — яркий пример комбинирования. Компания объединила несколько сервисов экосистемы (музыку, Кинопоиск, кешбэк за поездки на такси, скидки на еду и маркетплейс) в одну подписку. Такое объединение позволило создать единое ценностное предложение и увеличить удержание пользователей.
A — Adapt (адаптируй)
Этот шаг помогает находить новые идеи за счет адаптации успешных решений из других отраслей, рынков или ситуаций. Иногда достаточно подглядеть механику у другой сферы и перевести ее под свои задачи, чтобы получить ощутимый результат.
Вопросы, которые стоит задать:
- Какие практики из других отраслей можно применить в нашей?
- Как конкуренты в другой нише решают похожие задачи?
- Можно ли адаптировать технологию, интерфейс, метод обслуживания или логистическую модель?
- Что работает за рубежом и как это внедрить с учетом местных особенностей?
- Можно ли переосмыслить то, что раньше использовалось не в этом контексте?
Пример из практики:
Кухня на районе — российский сервис доставки еды — адаптировал зарубежную модель dark kitchen («темные» кухни без залов для посетителей) под реалии московских районов. Компания сделала ставку на гиперлокальные кухни и собственную логистику, что позволило обеспечить доставку за 15–20 минут. Концепция пришла из США и Европы, но была переработана для применения в плотной городской среде России с акцентом на скорость и простоту.
M — Modify/Magnify/Minify (измени, усиль или упрости)
На этом этапе вы исследуете, что можно изменить, усилить, уменьшить, ускорить или упростить в вашем продукте, процессе или коммуникации. Часто даже небольшие модификации дают большой эффект: меняется восприятие, снижаются издержки или открываются новые пользовательские сценарии.
Вопросы, которые стоит задать:
- Какие элементы можно сделать больше, мощнее, быстрее или ярче?
- Что можно упростить или сократить?
- Можно ли изменить форму, структуру, упаковку, цвет, интерфейс?
- Есть ли что-то, что стоит сделать более заметным, привлекательным или интерактивным?
- Что можно сделать легче: визуально, физически, логически?
Пример из практики:
OZON Rocket — сервис экспресс-доставки от OZON — модифицировал стандартный процесс получения посылок, предложив доставку за несколько часов вместо нескольких дней. Это стало возможным благодаря переработке логистической схемы и созданию сети локальных складов (dark store). Компания также изменила интерфейс трекинга: он стал проще, быстрее и информативнее для пользователя. В результате клиент получил не только товар, но и предсказуемый, удобный сервис.
P — Put to another use (используй иначе)
На этом этапе вы ищете новые способы использования уже существующего продукта, ресурса, данных или технологии. Часто продукт создается под одну задачу, но оказывается полезен в других сегментах, для других пользователей или в другом контексте. Эта практика помогает открывать новые рынки, аудитории и каналы.
Вопросы, которые стоит задать:
- Можно ли использовать этот продукт по-другому?
- Есть ли у него альтернативные функции, которые сейчас не используются?
- Кто еще может быть заинтересован в этом решении?
- Можем ли мы применить технологию в другой сфере?
- Можно ли использовать побочные ресурсы (данные, отходы, остатки) во благо?
Пример из практики:
СберМаркет начал использовать данные о покупках пользователей не только для логистики и учета товаров, но и как инструмент персонализированного маркетинга. История заказов превратилась в основу для формирования рекомендаций, промоподборок, автоматических напоминаний о повторных покупках. Это дало возможность повысить частоту заказов, усилить вовлеченность клиентов и сократить расходы на традиционные маркетинговые исследования.
E — Eliminate (удали)
Этот шаг помогает найти лишние, перегружающие или неэффективные элементы в продукте, процессе или модели взаимодействия. Цель — упростить, сократить, убрать все, что не добавляет ценности, но потребляет ресурсы, время или внимание пользователя. Часто именно отказ от лишнего дает наибольший прирост эффективности.
Вопросы, которые стоит задать:
- Что можно исключить без ущерба для результата?
- Какие функции, этапы или элементы не нужны?
- Что мешает пользователю или усложняет путь?
- Какие действия отнимают ресурсы, но не дают эффекта?
- Как можно упростить продукт, интерфейс, процесс?
Пример из практики:
Победа, российский бюджетный авиаперевозчик, построил свою бизнес-модель на принципе радикального упрощения. Компания исключила все, что не влияет на безопасность перелета: питание, бесплатный багаж, выбор мест, печатные билеты. Благодаря этому ему удалось предложить минимальные тарифы и удерживать рентабельность в условиях высокой конкуренции. Это классический пример того, как устранение лишнего помогает создать отдельную ценностную нишу.
R — Reverse/Rearrange (переверни или измени порядок)
Этот шаг предлагает изменить привычную последовательность действий, ролей, этапов или логики, чтобы получить новый эффект. Иногда достаточно поменять порядок событий или взглянуть на процесс в обратной перспективе, чтобы найти более эффективное, удобное или выгодное решение.
Вопросы, которые стоит задать:
- Что произойдет, если изменить порядок шагов в процессе?
- Можно ли поменять местами роли, задачи, последовательность?
- Что если начать с конца и двигаться назад?
- Какую часть можно вынести вперед — и как это повлияет на поведение клиента?
- Что произойдет, если мы нарушим устоявшуюся логику?
Пример из практики:
Т-Инвестиции применил обратную логику в онбординге: вместо того чтобы сначала собирать документы и проходить верификацию (что занимает много времени и вызывает определенные опасения у пользователей, которые никогда раньше не занимались инвестициями), пользователь сразу получает доступ к платформе, может ознакомиться с интерфейсом и функциональностью, и только потом подтверждает личность для открытия счета. Такая перестановка шагов значительно снизила отток на этапе регистрации и увеличила количество активаций — пользователь знакомится с принципами инвестирования и интерфейсом Т-Инвестиций до того, как он отдал свои личные данные и потратил время.
В каждом из этих кейсов компании не создавали что-то с нуля, а работали с тем, что уже есть — продуктом, процессом, сервисом — и усиливали его через переосмысление и трансформацию. SCAMPER как метод позволяет структурировать этот подход, чтобы получать такие же результаты быстро, осознанно и системно.
Преимущества и ограничения SCAMPER
Как и любой инструмент, SCAMPER обладает своими сильными и слабыми сторонами. Его эффективность во многом зависит от контекста задачи и зрелости команды, которая его использует.
Преимущества
- Простота и структурность.
Метод легко освоить и применять. Он не требует специальной подготовки или креативного опыта, а его структура из 7 шагов делает процесс генерации идей понятным и повторяемым. - Универсальность.
SCAMPER применим практически ко всему: к физическому продукту, цифровому сервису, бизнес-процессу, маркетинговой кампании или даже оргструктуре. Это делает его удобным инструментом как для небольших команд, так и для корпораций. - Эффективен в условиях ограничений.
Метод особенно полезен, когда у вас есть только текущий ресурс и нет возможности что-то строить с нуля. SCAMPER помогает искать решения внутри уже существующего — именно там, где другие не видят потенциала.
Ограничения
- Лучше работает на доработке, чем при создании с нуля.
Метод ориентирован на трансформацию уже существующего объекта. Если у вас пока нет базы — ни продукта, ни процесса — SCAMPER будет менее применим. - Не заменяет исследование.
Метод стимулирует мышление, но не подскажет, что действительно нужно пользователям. Поэтому идеи, полученные с помощью SCAMPER, требуют последующей проверки: через интервью, тестирование, аналитику. - Может порождать лишние идеи.
Без оценки и фильтрации команда рискует потратить ресурсы на проработку неэффективных решений. Нужен этап критического отбора, приоритизации и валидации.
Пример из практики:
Одна из команд в e-commerce использовала SCAMPER для переработки карточек товара. Метод дал десятки идей: от переупаковки фото до объединения карточки с UGC-отзывами. Однако при внедрении выяснилось, что некоторые идеи, хоть и звучали свежо, не проходили UX-тесты или снижали конверсию. В итоге были отобраны только 3 гипотезы, которые дали рост на A/B-тестах. Это пример того, как SCAMPER отлично работает как генератор направлений, но требует включения критического мышления и анализа данных на следующем этапе.
Как оценивать и развивать идеи
Генерация идей — это только первый шаг. Чтобы SCAMPER приносил реальную пользу, необходимо уметь оценивать, фильтровать и развивать найденные решения. На этом этапе важно отделить потенциально сильные идеи от непрактичных или несвоевременных.
Для быстрой оценки можно использовать популярные приоритизационные модели, например:
- ICE (Impact, Confidence, Ease) — оценивает идею по трем параметрам: ожидаемый эффект, уверенность в результате и легкость реализации.
- RICE (Reach, Impact, Confidence, Effort) — добавляет к анализу еще и охват (сколько пользователей затронет идея).
- Простая шкала «ценность/трудозатраты», где оценивается, насколько идея полезна для бизнеса и насколько сложно ее реализовать.
Рекомендуем ознакомиться с нашей подробной статьёй о модели ВИП, где разобраны 19 методов приоритизации с примерами и пояснениями.

После первичной оценки нужно отбросить идеи с низким потенциалом или высокой сложностью и сфокусироваться на тех, что кажутся перспективными. Лучшие из них можно быстро протестировать — создать MVP, провести A/B-тест, собрать обратную связь от пользователей или включить в пилотный запуск.
Например, маркетинговая команда провела SCAMPER-сессию для переработки welcome-рассылки. Из 15 идей выбрали три, приоритизировали их по модели ICE и протестировали в виде вариаций писем. Только одно письмо дало рост кликабельности на 18% — его и внедрили в основную цепочку. Остальные идеи заархивировали как резерв.
Ценность SCAMPER раскрывается не только в моменте генерации, но и в способности команды критически отбирать и быстро валидировать полученные решения, делая из идей реальные улучшения продукта или процесса.
Заключение
SCAMPER — это не просто список вопросов для креативной разминки. Это инструмент, который помогает системно переосмысливать продукты, процессы и клиентский опыт. Его сила — в структурном подходе: вы не ищете вдохновения, вы методично направляете мышление в сторону изменений, которые можно реализовать здесь и сейчас.
Метод особенно эффективен в тех сферах, где требуется быстро адаптироваться, экспериментировать и находить решения в ограниченных условиях: маркетинг, управление продуктами, сервис-дизайн, развитие цифровых бизнесов. Вместо масштабных трансформаций SCAMPER предлагает локальные, но точные улучшения, которые накапливаются и дают стратегический эффект.В условиях современного рынка, где критичны скорость внедрения, гибкость и умение видеть ценность в деталях, SCAMPER помогает находить скрытые резервы роста — в интерфейсе, коммуникации, цепочке доставки, структуре предложения или самой логике бизнеса. И это делает его не просто техникой генерации идей, а инструментом управляемого развития.
Как создавать востребованные продукты?
Тогда приглашаем на курс «Полное погружение в продакт-менеджмент»!
Курс доступен как в индивидуальном, так и в корпоративном формате.
На курсе вы или ваша команда:
- Научитесь запускать внутренние и внешние продукты и управлять ими
- Улучшите метрики существующего продукта
- На практике систематизируете свои знания и освоите все аспекты продакт-менеджмента
Что ждать от курса:
- 30 уроков в записи
- 17 лайв-уроков с экспертами
- 21 домашнее задание
- 9 практических заданий
- 2 DEMO-записи: JTBD и глубинного интервью
- 12 бонусных уроков
- 20+ топ-спикеров из Product Lab, Яндекс, Сбер, VK, Ростелеком
- 10 индивидуальных встреч с экспертом-трекером
- 20+ полезных шаблонов для управления продуктом
Оставить комментарий